ГБДОУ Детский сад № 4 Калининского района г.Санкт-Петербург Вафа Султанова , Воспитатель
Развитие речи в дошкольном возрастеРазвитие речи в дошкольном возрасте представляет собой естественный процесс, который ориентирован не только лишь на освоение навыками говорения и произношения всех звуков, но также на расширение словарного запаса, понимания значения слов. С развитием интеллекта ребенка также развивается и его речь – эти процессы тесно взаимосвязаны. Старшие дошкольники уже, как правило, умеют правильно выстраивать свои предложения, вопросы и высказывания. К шести годам ребенок в состоянии вести диалог, описывать свои переживания, окружающую действительность и пересказывать впечатления от просмотренного мультфильма. Речь в дошкольном возрасте является основным средством коммуникации. Дидактические игры дошкольников для развития речи Но, для гармоничного речевого развития дошкольника важно также вмешательство педагогов и родителей, введение мероприятий, которые направлены на стимуляцию развития и призваны помочь ребенку скорее и эффективнее овладеть всеми речевыми навыками. Так как основной формой деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то именно ее и необходимо задействовать для получения результата. Дидактические игры для развития речи в дошкольном возрасте – это необходимые мероприятия, которые не только помогут занять свободное время ребенка, но и принесут огромную пользу в процесс речевого развития. Давайте рассмотрим более подробно тему дидактических игр для развития речи в дошкольном возрасте. В чем польза дидактических игр для развития речи дошкольников? Развитие речи в дошкольном возрасте – это процесс естественный, но он требует активного участия воспитателей и родителей. Первым помощником в развитии дошкольников является игра. На сегодняшний день существует множество различных дидактических игр для развития речи дошкольников. Большинство из них разработаны профессиональными педагогами и логопедами, и эффективность этих дидактических игр доказана на практике. Весь смысл дидактических игр для развития речи дошкольников состоит в том, чтобы ребенок в игровой форме обучался навыкам использования устной речи, приобретая речевой опыт под корректирующим руководством педагога или воспитателя. Кому нужны дидактические игры развивающие речь? Существует распространенное и ошибочное мнение о том, что якобы дополнительные развивающие стимулы необходимы только тем дошкольникам, у которых наблюдается явное отставание в речевом развитии. На самом деле, такие дети, у которых наблюдается задержка развития речи, особенно в старшем дошкольном возрасте, требуют уже не дидактических развивающих игр, а компетентного лечения с помощью курса занятий с логопедом и детским психологом. Такие случаи в педагогической практике встречаются не часто, поэтому курс коррекции развития речи подбирают индивидуально, в зависимости от ряда дополнительных факторов. Что касается деток, у которых нет каких-либо дефектов или нарушений темпа развития, то дидактические игры именно для них и предназначены. Цель таких занятий состоит в том, чтобы здоровый малыш смог закрепить и более эффективно научится использовать устную речь. Виды дидактических игр для развития детей в дошкольном возрасте Существуют различные дидактические игры, которые направлены на развитие определенных навыков. Некоторые игры способствуют развитию логического мышления, некоторые развивают речь, некоторые творчество. Помимо этого, разделяют виды дидактических занятий в зависимости от количества детей, участвующих в них. Таким образом, дидактические игры могут быть, как индивидуальными, так и коллективными. Варианты дидактических игр для развития речи дошкольников «Названия предметов». Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы в игровом процессе ребенок дошкольного возраста научился правильно называть предметы, а также описывать его характеристики (цвет, форму). Для проведения данной развивающей игры необходим непрозрачный мешочек (тканевая сумка, можно заменить пакетом, в котором нужно собрать несколько десятков различных по форме, цвету и свойствам предметов. Сначала педагог или родитель достает из мешочка какой-либо предмет, проговаривает его название и описывает его характеристики. Например – «это мяч, он круглый и красного цвета». Затем, по очереди все участвующие должны извлечь по предмету и точно также назвать их и дать им краткое описание. «Кто что делает»? Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы обучить детей правильному использованию глаголов и образованию различных форм. Это занятие, как правило, проводится в группах старших дошкольников, но допускается с 3-4 лет. Для проведения этой дидактической игры будут нужны картинки с изображением различных предметов, животных и явлений. Учитель раздает каждому дошкольнику картинку с изображением чего-то, и предлагает описать явление и предмет, а также возможные действия, которые он производит. Например, что делает автомобиль – едет, перевозит людей, сигналит и т. д. «Вам открытка!». Смысл данной дидактической игры для развития речи дошкольников состоит в том, чтобы дети смогли обучиться навыкам образования глаголов в настоящем времени. Для того, чтобы провести данную игру педагогу понадобятся открытки или карточки с различными изображениями людей и животных. Воспитатель раздает всем детям по открытке с изображением какого-либо действия и задет вопросы, а дети в свою очередь должны ответить на следующие вопросы: «кто изображен на картинке?» и «что он делает?». Сравнение картинок. Суть данной игры состоит в том, чтобы научить младших дошкольников правильно грамматически формировать свою речь, а также классифицировать объекты. Для того, чтобы провести данную дидактическую игру, необходимы различные карточки с изображениями различных по своим свойствам и предназначению предметов. Каждому ребенку воспитатель дает две карточки, и просит описать, что на них изображено, и чем отличается предмет, который изображен на первой картинке от того, который на второй. Например, на одной картинке апельсин, а на второй красный телефон. То есть, чадо говорит, что апельсин от телефона отличается тем, что он съедобный, круглый, оранжевый и так далее. И в заключение важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии. Правильно подобранная программа развивающих мероприятий, поддержка со стороны родителей и терпеливое участие педагогов помогут ребенку дошкольного возраста освоить все необходимые речевые навыки, которые помогут ему в дальнейшем обучении и интеллектуальном развитии. Дидактические игры дошкольников для развития речи нравятся деткам! 17 ноября 2023 в 19:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.