ГБДОУ Детский сад № 4 Калининского района г.Санкт-Петербург Вафа Султанова , Воспитатель

Развитие детей от года до трёх лет


bf818625d32db04a59e397091a4401f0.jpgСултанова Вафа Дилавер кызы
Развитие детей от года до трёх лет

Примерно в год ребёнок начинает отделять себя от матери (воспринимать себя как отдельного человека, называть себя по имени и говорить о себе в 3-ем лице.

Это переход от младенчества к раннему детству. Период раннего детства длится до 3-х лет.

Раннее детство можно, ориентировочно, разделить на 3 этапа:

- до полутора лет: малыш-исследователь;

- полтора-два года : проявление характера и определение своего места в окружающей среде;

- два-три года : возраст "Я сам", пик умственного развития.

Эти этапы стоит учитывать при развитии ребёнка. Например, на первом этапе для развития малыша важно давать ему как можно больше свободы, при этом не забывать про меры безопасности. Нужно постараться удовлетворить его потребности в исследовании окружающего мира, а именно: поощрять прямохождение, желание все потрогать, открыть, перебрать, рассмотреть все содержимое ваших шкафов. Неплохим помощником здесь может быть бизиборд. Стимулировать речь ребё нка нужно собственным примером: читать (выбирайте книги яркие, красочные, состоящие из нескольких страниц) и петь (при этом сказки, стишки, песенки, потешки должны быть короткие и простые, проговаривать свои действия, обсуждать окружающий мир.

Для пространственного ориентирования и развития мелкой моторики полезны будут игрушки: кубики; пирамидки; простые блочные конструкторы; пальчиковые краски; мелки; сортёры любых видов (например, ведёрко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им фигурки-вкладыши); формы, вставляющиеся друг в друга; каталки на колесиках, которые ребенок может катать на верёвочке. Помимо игрушек здорово работает вовлечённость в совместную деятельность, например, когда вы готовите, дайте поиграть ребёнку с тестом, мукой, крупой.

Игрушек не обязательно должно быть много, главное научите ребёнка играть с ними.

В возрасте полтора-два года мы дополняем и усложняем игры. Можно предложить следующие игрушки: мяч, матрёшка, рамки-вкладыши (пазлы-вкладыши, различные музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, бубен, деревянные ложки, резиновые игрушки для купания, различные фигурки зверей или мягкие игрушки, а так же куклы, пупсы и машинки, т. к в этом возрасте зарождаются ролевые игры.

Малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми.

Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы.

Подвижность – это хороший признак. Скорее тихий ребенок, который всего боится, – повод для беспокойства.

В возрасте 2-3 года важной особенностью является активный скачек развития, как физического, так и умственного. Этот возраст можно обозначить, как возраст "Я сам". Примерно в этом возрасте происходит важный переломный момент («Кризис 3-х лет»).Здесь можно сказать, что большинство детей уже, так или иначе, овладели речевыми навыками. У ребёнка сформировано наглядно-действенное мышление (он знает назначение предметов и способен выполнять простые действия следуя примеру).

Основной способ познания мира в этом возрасте – метод «проб и ошибок» (дети с интересом начинают разбирать игрушки, раздевать кукол и т. д.).к 3-м годам ребёнок способен к постановке целей в игре, ему интересны ролевые игры в доктора, дочки-матери и т. п. Хорошо, когда взрослый включается в эту игру, помогает создать простой сюжет. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось само.

Поэтому если хотите научить чему-то: заинтересуйте, покажите своим примером, дайте возможность сделать самому, без вашей помощи. Похвалите его. На этом этапе дети уже неплохо развиты физически и могут освоить самокат, велосипед, беговел. Ребёнку уже можно предложить кинетический песок, пластилин или тесто, карандаши, фломастеры, краски, пазлы, различные мозаики и конструкторы. Поэтому хорошо, если у ребёнка есть свои стол и стул (рабочее место).

Ещё важным нюансом является доступность игрушек, т. е все книги, игры и игрушки должны располагаться в зоне досягаемости ребёнка, чтобы он самостоятельно мог выбрать, взять и убрать на место свои игрушки, однако можно не выкладывать все имеющиеся игрушки сразу, т. к большое изобилие может мешать процессу игры.

6 июня 2023 в 00:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.