ГБДОУ Детский сад № 4 Калининского района г.Санкт-Петербург Вафа Султанова , Воспитатель

Детское экспериментирование в процессе наблюдений за природой

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. В связи с этим в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными будут лишь те методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы. Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении познавательных черт характера. Сформированные в этом возрасте психические качества личности оказываются устойчивыми и сохраняются в своих главных чертах (с учетом возрастных особенностей и новообразований) на долгие годы. Педагогический процесс должен строго соответствовать психологическим процессам дошкольника, то есть строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей личности ребенка конкретного возрастного этапа. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а задача педагогов в рамках детского образовательного учреждения удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Экспериментирование является самой доступной и интересной формой поисковой деятельности. В ходе эксперимента приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме. Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Специально организуемые педагогом, эксперименты, безопасны для ребенка и знакомят его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы. Все игрушки, оборудование, материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание развивающей предметно-пространственной среды необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. В период от 1, 5 до 3-х лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды: Большое значение для детей этого возраста имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»«Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»«Игры с воздушным шариком и соломинкой»«Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»«Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»«Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»«Нарисуем свой портрет»«Починим игрушку»«Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами. На четвертом году жизни у дошкольников возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессыЭкспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Литература: 1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М. : Эребус, 2006. 2. Дыбина О. В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. -М: Торговый Центр, 2005. 3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2002.

6 мая 2023 в 20:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.